01.07.2021

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды

На текущий момент действует ряд нормативно-правовых документов, содержащих требования к организации и осуществлению производственного контроля качества воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также нормативы качества и безопасности питьевой и горячей воды:

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
    «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11, ст.19),
  • СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 (раздел IV),
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п.1.5, п.2.7. п.2.8, п.4.1в, п.4.3, п.5.1),
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (раздел III) и др..

При организации и осуществлении контроля можно также руководствоваться следующими документами:

  • Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 декабря 2012 г. N 1204 «Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды»,
  • Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 октября 2015 г. N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,
  • Методическими рекомендациями MP 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 апреля 2020 г.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

а) отбор проб воды;

б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

С целью соблюдения обязательных требований выше указанных документов индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, должны:

  1. Разработать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды (далее - Программа) в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г №10, и СанПиН 2.1.3684-21 (п.77 раздела IV, приложения №2 - №4).

Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей (п.11 Правил).

  1. Согласовать Программу с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующей территории в установленном порядке (далее – Территориальный орган) (п.12 - п.16 Правил).

 Программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с выше указанным органом (п.5, п.10 Правил).

  1. Включить в Программу (п.6 Правил):

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.79 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, п.4 Правил).

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети (п.18 Правил).

в) указание частоты отбора проб воды.

Частота отбора проб должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям(п.5 Правил, приложение №2 и №4 к СанПиН 2.1.3684-21).

Территориальный орган вправе расширить перечень показателей и увеличить частоту отбора проб воды при наличии оснований (п.9 Правил).

  1. Организовать лабораторный контроль качества питьевой воды (холодной и горячей).

 Производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями (п.1.5 СП 1.1.1058-01,  п.8 приложения IV к СанПиН 2.1.3684-21, п.19 Правил).

  1. Предусмотреть проведение ежемесячного анализа и учета результатов производственного контроля качества воды.

Полученные результаты лабораторных исследований (испытаний) указываются в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям (п.20 - п.21 Правил).

  1. В Программе определить порядок, время информирования и способ представления документов по результатам контроля в Территориальный орган, в случаях, предусмотренных в санитарных правилах.

Информировать в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме о:

  • возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
  • каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети" (п.78 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21).

В течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) или беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды (п.22 – п.23 Правил).

  1. Проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в процессе водоснабжения (п.78 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, п.1.5 СП 1.1.1058-01);

 информировать о проведенных мероприятиях Территориальный орган (п.2.8, п.5.1 СП 1.1.1058-01).  

Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля (п.2.7 СП 1.1.1058-01).

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ведущий специалист-эксперт О.А. Задорожная